|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Красносулинский колледж промышленных технологий»
Рассмотрено на заседании Совета колледжа протокол №__ от «___»____2025 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ РО «ККПТ» ____________ Г. Ю. Вакулина «___» _________2025 г. |
|
СОГЛАСОВАНО
ИП Клименко
___________Е. Ю. Клименко
«_____»____________2025 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
ПО ПРОФЕССИИ
38.01.02 Продавец
Квалификация подготовки
Продавец-кассир
г. Красный Сулин
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения |
3 |
1.1 Аннотация |
3 |
1.2 Нормативные документы для разработки ОП по профессии 38.01.02 Продавец |
4 |
2 Общая характеристика образовательной программы среднего профессионального образования |
6 |
2.1 Цель ОП СПО |
6 |
2.2 Срок освоения ОП СПО |
6 |
3 Характеристика профессиональной деятельности выпускника образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
7 |
3.1 Область профессиональной деятельности выпускника |
7 |
3.2 Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям |
7 |
4 Результаты освоения образовательной программы |
8 |
4.1 Общие компетенции выпускника |
8 |
4.2 Профессиональные компетенции выпускника |
9 |
4.3 Результаты освоения структурных элементов образовательной программы |
20 |
4.4 Формирование результатов освоения по структурным элементам программы |
21 |
4.5 Матрица соответствия компетенций и составных частей ОП СПО |
46 |
5 Методическая документация, определяющая структуру и организацию образовательного процесса |
48 |
5.1 Учебный план |
52 |
5.2 Перечень программ дисциплин, профессиональных модулей и практик |
51 |
5.3 Рабочая программа воспитания |
52 |
5.5 Календарный план воспитательной работы |
52 |
6 Условия реализации образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
53 |
6.1 Материально-техническое оснащение образовательной программы |
57 |
6.2 Учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы |
58 |
6.3 Практическая подготовка обучающихся |
59 |
6.4 Организация воспитания обучающихся |
60 |
6.5 Кадровые условия реализации образовательной программы |
60 |
6.6 Финансовые условия реализации образовательной программы |
61 |
7 Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации |
63 |
8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся |
64 |
Приложения |
65 |
1.1 Аннотация
Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ОП СПО, образовательная программа,) профессии 38.01.02 Продавец разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 38.01.02 Продавец, утвержденного Министерства просвещения Российской Федерации от 1 августа 2024 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2024 года, регистрационный № 79379) (далее – ФГОС СПО), и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением РО «Красносулинский колледж промышленных технологий» (далее - ГБПОУ РО «ККПТ») ГБПОУ РО «ККПТ» с учетом требований рынка труда.
ОП СПО определяет объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 38.01.02 Продавец, требуемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.
Образовательная программа, реализуемая в ГБПОУ РО «ККПТ» на базе основного общего образования, разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС СПО по профессии 38.01.02 Продавец и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом получаемой профессии.
Образовательная программа включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, программы учебной и производственной практики, другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
1.2 Нормативные документы для разработки программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец
Нормативную правовую базу разработки образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец составляют:
2 Общая характеристика образовательной программы среднего профессионального образования
2.1 Цель ОП СПО
Целью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих является развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец. Выпускники данной профессии работают в организациях оптовой и розничной торговли различных форм собственности. Выпускники данной специальности работают в организациях различных сфер деятельности.
Сроки получения СПО по профессии 38.01.02 Продавец в очной форме обучения, присваиваемая квалификация и объем образовательной программы, приводятся в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Сроки освоения программы, присеваемая квалификация и объем образовательной программы
На базе |
Наименование квалификаций по образованию
|
Объем освоения образовательной программы
|
Сроки освоения образовательной программы |
среднего общего образования |
Продавец-кассир |
1476 |
10 месяцев |
основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
2952 |
1 года 10 месяцев |
3 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы Подготовки квалифицированных рабочих, служащих
3.1 Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: 08 Финансы и экономика, 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
3.2 Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и присваиваемой квалификации представлено в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Соответствие профессиональных модулей присеваемым компетенциям
Наименование основных видов деятельности |
Наименование профессиональных модулей |
Квалификация |
Продавец-кассир |
||
ВД.1 Продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
ПМ. 01 Продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
осваивается |
ВД.2 Работа на контрольно-кассовой и компьютерной технике при расчетах с покупателями |
ПМ.02 Работа на контрольно-кассовой и компьютерной технике при расчетах с покупателями |
осваивается |
4 результаты освоения образовательной программы
4.1 Общие компетенции выпускника
Выпускник, освоивший программу СПО по профессии должен обладать общими компетенциями, представленными в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Общие компетенции по профессии 38.01.02 Продавец
Наименование компетенции |
Код компетенции |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 01 |
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 03 |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 04 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 05 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ОК 06 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 07 |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 08 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 09 |
4.2 Профессиональные компетенции выпускника
Выпускник, освоивший программу СПО по профессии должен обладать профессиональными компетенциями, приведенными в таблице 4.2.
Таблица 4.2 - Профессиональные компетенции по направлению подготовки 38.01.02 Продавец
Наименование видов профессиональной деятельности и компетенций |
Код компетенции |
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
ВД 1 |
Осуществлять приемку товаров по количеству и качеству, контроль за наличием товаросопроводительных и иных необходимых документов |
ПК 1.1 |
Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям и срокам хранения товаров |
ПК 1.2 |
Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку с применением основ мерчандайзинга |
ПК 1.3 |
Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования, инвентаря и инструментов |
ПК 1.4 |
Предоставлять информацию и консультировать о потребительских свойствах товаров, обслуживать покупателей с применением норм деловой этики |
ПК 1.5 |
Применять цифровые технологии при продаже товаров |
ПК-1.6 |
Осуществлять продажи на электронных площадках, торговых маркетплейсах |
ПК 1.7 |
Работа на контрольно-кассовой и компьютерной технике при расчетах с покупателями |
ВД 2 |
Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовых машин и компьютерной техники с необходимым программным обеспечением для осуществления эквайринга |
ПК 2.1 |
Осуществлять операции по приему, учету, хранению, сохранности и выдаче денежных средств |
ПК 2.2 |
Осуществлять денежные расчеты с покупателями |
ПК 2.3
|
Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги |
ПК 2.4 |
Составлять кассовую отчетность, участвовать в инкассации денежных средств |
ПК 2.5 |
Оформлять витрину и презентовать товар в прикассовой зоне, работать с акционными товарами |
ПК 2.6 |
Показатели освоения общих компетенций представлены в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – Показатели освоения общих компетенций
Дескрипторы (показатели сформированности) |
Умения |
Знания |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
||
|
|
|
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
||
|
|
|
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
||
|
|
|
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
||
|
|
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
||
|
|
|
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
||
|
|
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
||
|
|
|
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности |
||
|
|
|
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
||
|
|
|
Содержание каждого профессионального модуля состоит из совокупности содержания разделов, обеспечивающих освоение профессиональных компетенций.
Освоение каждой профессиональной компетенции осуществляется в рамках отдельного раздела ПМ.
Таблица 4.4 – Показатели освоения профессиональных компетенций
Практический опыт |
Умения |
Знания |
ПК 1.1 Осуществлять приемку товаров по количеству и качеству, контроль за наличием товаросопроводительных и иных необходимых документов |
||
|
|
|
ПК 1.2 Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям и срокам хранения товаров |
||
|
|
|
ПК 1.3 Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку с применением основ мерчандайзинга |
||
|
|
|
ПК 1.4 Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования, инвентаря и инструментов |
||
|
|
|
ПК 1.5 Предоставлять информацию и консультировать о потребительских свойствах товаров, обслуживать покупателей с применением норм деловой этики |
||
|
|
|
ПК 1.6 Применять цифровые технологии при продаже товаров |
||
|
|
|
ПК 1.7 Осуществлять продажи на электронных площадках, торговых маркетплейсах |
||
|
|
|
ПК 2.1 Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовых машин и компьютерной техники с необходимым программным обеспечением для осуществления эквайринга |
||
|
|
|
ПК 2.2 Осуществлять операции по приему, учету, хранению, сохранности и выдаче денежных средств |
||
|
|
|
ПК 2.3 Осуществлять денежные расчеты с покупателями |
||
|
|
|
ПК 2.4 Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги |
||
|
|
|
ПК 2.5 Составлять кассовую отчетность, участвовать в инкассации денежных средств |
||
|
|
|
ПК 2.6 Оформлять витрину и презентовать товар в прикассовой зоне, работать с акционными товарами |
||
|
|
|
Конкретизированные результаты освоения профессиональных модулей профессионального цикла представлены в таблице 4.5.
Таблица 4.5 - Конкретизированные результаты освоения профессиональных модулей
Наименование ВД |
Шифры осваиваемых компетенций (ПК и ОК) |
Наименование МДК |
Объем нагрузки на освоение |
Умения |
Знания |
ВД 1. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
ПК 1.1 - 1.7. ОК. 01-05, 09
ПК 1.1 - 1.7. ОК. 01-05, 09
|
МДК 01.01. Продажа продовольственных товаров
МДК 01.02. Продажа непродовольственных товаров |
124
124 |
|
|
ВД.2. Работа на контрольно-кассовой и компьютерной технике при расчетах с покупателями |
ПК 2.1. -2.6 ОК 01-05, 09
|
МДК 02.01. Эксплуатация контрольно-кассовой и компьютерной техники |
126 |
|
|
Конкретизированные результаты освоения дисциплин общепрофессионального цикла представлены в таблице 4.6.
Таблица 4.6 - Конкретизированные требования к результатам освоения дисциплин общепрофессионального цикла
Шифры осваиваемых компетенций (ПК и ОК) |
Наименование учебной дисциплины ОП цикла |
Объем нагрузки на освоение |
Умения |
Знания |
ПК 1.5 ОК 01, ОК 04, ОК 05 |
ОП.01 Основы деловой культуры и психологии общения
|
32 |
|
|
ПК 1.1; ПК 1.6; ПК 2.2-2.5 ОК 01-ОК 05, ОК 09 |
ОП.02. Основы бухгалтерского учета |
36 |
|
|
ПК 1.1 -1.4; ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2. ОК 01 – ОК 05; ОК 07, ОК 09 |
ОП.03. Организация и технология розничной торговли |
46 |
|
|
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 ОК 01 – ОК 04, ОК 7, ОК 09 |
ОП.04. Санитария и гигиена на предприятиях торговли |
32 |
|
|
ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 2.1, ПК 2.5 ОК 01 – ОК 05, ОК 9 |
ОП.05. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
32 |
|
|
Конкретизированные результаты освоения дисциплин социально-гуманитарного цикла представлены в таблице 4.7.
Таблица 4.7 - Конкретизированные результаты освоения дисциплин социально-гуманитарного цикла
Шифры осваиваемых компетенций (ПК и ОК) |
Наименование учебной дисциплины СГ цикла |
Объем нагрузки на освоение |
Умения |
Знания |
ОК 01-02; ОК 04-06 |
СГ.01 История России |
32 |
|
|
ОК 02, ОК 04-05, ОК 09 ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 1.7, ПК 2.1, ПК 2.6 |
СГ. 02. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
36 |
|
|
ОК 01; ОК 02, ОК 04; ОК 07 ПК 1.2, ПК 1.4 ПК 2.2 |
СГ.03. Безопасность жизнедеятельности |
36 |
|
|
ОК 04, ОК 08 ПК 2.2 |
СГ.04. Физическая культура |
32 |
|
|
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 |
СГ.05. Основы финансовой грамотности |
32 |
|
|
4.5 Матрица соответствия компетенций и составных частей ОП СПО
Матрица соответствия компетенций и составных частей ОП СПО специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике представлена в таблице 4.8.
Таблица 4.8 - Матрица соответствия компетенций и составных частей ОП СПО специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Индекс |
Наименование |
Код общих и профессиональных компетенций, осваиваемых в рамках дисциплин (профессиональных модулей) |
||||||||||||||||||||||
Общие компетенции (ОК) |
Профессиональные компетенции (ПК) |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.1. |
1.2. |
1.3. |
1.4. |
1.5 |
1.6 |
1.7 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
2.5 |
2.6 |
|||
СГ.00 |
Социально-гуманитарный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СГ.01 |
История России |
О |
О |
|
О |
О |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СГ.02 |
Иностранный язык в профессиональной деятельности |
|
О |
|
О |
О |
|
|
|
О |
О |
|
|
О |
|
|
О |
О |
|
|
|
|
О |
|
СГ.03 |
Безопасность жизнедеятельности |
О |
О |
|
О |
|
О |
|
|
|
О |
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
СГ.04 |
Физическая культура |
|
|
|
О |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
СГ.05 |
Основы финансовой грамотности |
О |
О |
О |
О |
|
||||||||||||||||||
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОП.01 |
Основы деловой культуры и психологии общения |
О |
О |
О |
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ОП.02 |
Основы бухгалтерского учета |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
|
О |
|
|
|
О |
|
|
О |
О |
О |
О |
|
|
ОП.03 |
Организация и технология розничной торговли |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
О |
|
О |
||||
ОП.04 |
Санитария и гигиена на предприятиях торговли |
О |
О |
О |
О |
|
О |
|
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
|
|
О |
|
О |
|||
ОП.05 |
Информационные технологии в профессиональной деятельности |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
О |
О |
О |
|
|
|
О |
|
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПМ.01 |
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МДК.01.01 |
Продажа продовольственных товаров |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
|
|
|
||
МДК.01.02 |
Продажа непродовольственных товаров |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
|
|
|
|
УП.01.01 |
Учебная практика |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
|
|
|
|
ПП.01.01 |
Производственная практика |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
|
|
|
|
ПМ.02 |
Работа на контрольно-кассовой и компьютерной технике при расчетах с покупателями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МДК.02.01 |
Эксплуатация контрольно-кассовой и компьютерной техники |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
||
УП.02.01 |
Учебная практика |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
|||
ПП.02.01 |
Производственная практика |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
||
5 МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРУ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1 Учебный план
При формировании учебного плана по профессии 38.01.02 Продавец учитываются следующие нормы (ФГОС, п.2.1):
Таблица 5.1 - Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
Дисциплины (модули) |
не менее 540 |
Практика |
не менее 468 |
Государственная итоговая аттестация |
36 |
Общий объем образовательной программы: |
|
на базе среднего общего образования |
1476 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
2952 |
При освоении социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов выделяется объем учебных занятий, практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного ФГОС СПО по профессии.
В учебные циклы включена промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными оценочными материалами, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
Освоение обязательной части социально-гуманитарного цикла образовательной программы предусматривает изучение дисциплин: «История России», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», «Основы финансовой грамотности».
Общий объем дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в очной форме обучения составляет 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) – отводится 26 академических часов; для подгрупп девушек это время используется на освоение основ медицинских знаний.
Освоение дисциплины «Физическая культура» способствует формированию физической культуры выпускника и способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовке к профессиональной деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ РО «ККПТ» при освоении дисциплины «Физическая культура» устанавливается особый порядок освоения - с учетом состояния их здоровья.
Обязательная часть общепрофессионального цикла образовательной программы предусматривает изучение следующих дисциплин: «Основы деловой культуры и психологии общения», «Основы бухгалтерского учета», «Организация и технология розничной торговли», «Санитария и гигиена на предприятиях торговли», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Профессиональный цикл включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются в несколько периодов.
Структура образовательной программы включает: обязательную часть, объемом 70% объема нагрузки, предусмотренной сроком освоения данной программы указанным во ФГОС без учета объема государственной итоговой аттестации и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений) часть, объемом 30% от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы
Вариативная часть составляет 432 часа, которые использованы на увеличение объема времени, отведенного на освоение дисциплин социально-гуманитарного цикла, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей.
Распределение часов вариативной части конкретизировано в таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Распределение часов вариативной части программы
Наименование ОП, МДК |
Количество часов учебной нагрузки |
|
Обязательная часть |
Вариативная часть |
|
СГ.01 История России |
32 |
0 |
СГ.02. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
32 |
4 |
СГ.03 Безопасность жизнедеятельности |
36 |
0 |
СГ.04 Физическая культура |
32 |
0 |
СГ.05 Основы финансовой грамотности |
32 |
0 |
ОП.01 Основы деловой культуры и психологии общения |
32 |
0 |
ОП.02 Основы бухгалтерского учета |
32 |
4 |
ОП.03 Организация и технология розничной торговли |
32 |
14 |
ОП.04 Санитария и гигиена на предприятиях торговли |
32 |
0 |
ОП.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности |
32 |
0 |
МДК.01.01 Продажа продовольственных товаров |
60 |
64 |
МДК.01.02 Продажа непродовольственных товаров |
60 |
64 |
МДК.02.01. Эксплуатация контрольно-кассовой и компьютерной техники |
60 |
66 |
Промежуточная аттестация |
36 |
0 |
Учебная и производственная практики |
468 |
216 |
Государственная итоговая аттестация в виде демонстрационного экзамена |
36 |
- |
Итого |
1044 |
432 |
Учебный план представлен в Приложении 1.
Индекс дисциплины, профессионального модуля, практики по ФГОС |
Наименование циклов, разделов и программ |
Шифр программы в перечне
|
Номер приложения, содержащего программу в ППКРС |
ПП. Профессиональная подготовка |
|||
СГ.00 Социально-гуманитарный цикл |
|||
СГ.01 |
История России |
38.01.02 СГ.01 |
2 |
СГ.02 |
Иностранный язык в профессиональной деятельности |
38.01.02 СГ.02 |
2 |
СГ.03 |
Безопасность жизнедеятельности |
38.01.02 СГ.03 |
2 |
СГ.04 |
Физическая культура |
38.01.02 СГ.04 |
2 |
СГ.05 |
Основы финансовой грамотности |
38.01.02 СГ.04 |
2 |
ОП.00 Общепрофессиональный цикл |
|||
ОП.01 |
Основы деловой культуры и психологии общения |
38.01.02 ОП.01 |
2 |
ОП.02 |
Основы бухгалтерского учета |
38.01.02 ОП.02 |
2 |
ОП.03 |
Организация и технология розничной торговли |
38.01.02 ОП.03 |
2 |
ОП.04 |
Санитария и гигиена на предприятиях торговли |
38.01.02 ОП.04 |
2 |
ОП.05 |
Информационные технологии в профессиональной деятельности |
38.01.02 ОП.05 |
2 |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
|
|
ПМ.01 |
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
38.01.02 ПМ.01 |
2 |
ПМ.02 |
Работа на контрольно-кассовой и компьютерной технике при расчетах с покупателями |
38.01.02 ПМ.02 |
2 |
Учебная практика |
|||
УП.01.01 |
Учебная практика |
38.01.02 УП.01 |
3 |
УП.02.01 |
Учебная практика |
38.01.02 УП.02 |
3 |
Производственная практика |
|||
ПП.01.01 |
Производственная практика |
38.01.02 ПП.01 |
3 |
ПП.02.01 |
Производственная практика |
38.01.02 ПП.02 |
3 |
Программы, перечисленные в перечне, размещены в приложениях.
5.3 Рабочая программа воспитания представлена в приложении 4.
5.4 Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 4
Условия реализации образовательной программы соответствуют назначению программы, характеристике профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, установленным требованиям к результатам освоения программы.
6.1 Материально-техническое оснащение образовательной программы
6.1.1 Перечень специальных помещений
ГБПОУ РО «ККПТ» располагает специальными помещениями, обеспечивающими проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
Лаборатории:
Спортивный комплекс:
Залы:
Специальные помещения учебные: - аудитории, лаборатории, для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, оснащены оборудованием, техническими средствами обучения и расходными материалами.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий и баз практики по специальности 38.01.02 Продавец
ГБПОУ РО «ККПТ» располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Оснащение кабинетов
Кабинет «Истории»:
Кабинет «Иностранного языка»:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности»:
технические средства (компьютер с доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия);
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»:
технические средства (компьютер с доступом к интернет-ресурсам, ноутбуки с доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия).
Кабинет «Деловой культуры и психологии общения»:
технические средства (компьютер с доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия).
Кабинет «Бухгалтерского учета»:
технические средства (компьютер с доступом к интернет-ресурсам, ноутбуки с доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия).
Кабинет «Организации и технологии розничной торговли»:
технические средства (компьютер с доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия);
Кабинет «Санитарии и гигиены»:
технические средства (компьютер с доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия).
Кабинет «Информационных технологий в профессиональной деятельности»:
технические средства (компьютеры с доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия).
Кабинет «Междисциплинарных курсов»:
Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и воспитательной работы
Помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ГБПОУ РО «ККПТ».
Учебная лаборатория «Торгово-технологического оборудования»
Оснащена:
Учебная лаборатория «Учебный магазин»
Оснащена:
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в учебных лабораториях ГБПОУ РО «ККПТ»: торгово-технологического оборудования, «Учебный магазин», оснащенных оборудованием, обеспечивающим выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей ПМ 01, ПМ 02.
Производственная практика реализуется в организациях, осуществляющих деятельность соответствующего профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональных областях: 08 Финансы и экономика, 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее).
Оборудование организаций и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и позволяет обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
6.2 Учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
Самостоятельная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд полностью укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы (учебники, учебные пособия) по каждой дисциплине, профессиональному модулю, из расчета: 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику и/или предоставлением права одновременного доступа 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке (в соответствии с требованиями п. п. 4.4 ФГОС СПО по профессии 38.01.02 Продавец.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПОП.
При использовании электронных изданий ГБПОУ СПО «ККПТ» обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
6.3 Практическая подготовка обучающихся
Практическая подготовка при реализации образовательной программы направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке продавцов-кассиров путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
Образовательная деятельность в форме практической подготовки организована на каждом курсе обучения и охватывает дисциплины, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы.
Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) оцениваются в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.4 Организация воспитания обучающихся
Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении образовательной программы: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания.
В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы принимают участие: Студенческий совет, совет родителей, представители работодателей.
6.5 Кадровые условия реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец в соответствии с требованиями п. 4.5 ФГОС обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует областям профессиональной деятельности 08 Финансы и экономика, 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее), и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников ГБПОУ РО «ККПТ» отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы по профессии СПО 38.01.02 Продавец, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует областям профессиональной деятельности 08 Финансы и экономика и 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее), а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности: 08 Финансы и экономика и/или 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее), в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, составляет не менее 25 процентов.
6.6 Финансовые условия реализации образовательной программы
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы осуществляется в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услуга по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации 01 июня 2021 г. № АН-16/11вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Расчет величины стоимости услуги в ГБПОУ РО «ККПТ», выполнен в соответствии с рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
Государственная итоговая аттестация выпускников, освоивших программу квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, проводится в форме демонстрационного экзамена.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего, служащего: продавец-кассир.
Для государственной итоговой аттестации ГБПОУ РО «ККПТ» разработаны программа государственной итоговой аттестации и фонды оценочных средств.
Оценочные материалы для проведения ГИА включают типовые задания для демонстрационного экзамена, описание процедуры, условия проведения и критерии оценивания ГИА в форме демонстрационного экзамена.
Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки.
В целях совершенствования образовательной программы ГБПОУ РО «ККПТ» при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы (мониторинг и периодическое обновление образовательной программы; обеспечение компетентности преподавательского состава; самообследование по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии)) привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
Система внешней оценки качества реализации ОП СПО включает: профессионально-общественную аккредитацию, проводимая работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями в целях признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля; учет и анализ мнений работодателей и других субъектов образовательного процесса).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Учебный план программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 38.01.02 Продавец
Приложение 2. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей (СГ, ОП, ПМ)
Приложение 3. Рабочие программы учебных и производственных практик
Приложение 4. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы по профессии 38.01.02 Продавец
Приложение 5 Программа ГИА по профессии 38.01.02 Продавец