|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Красносулинский колледж промышленных технологий»
|
Рассмотрено
на заседании Совета колледжа
протокол №__
от «___»_________20 _ г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель профсоюзного комитета
ГБПОУ РО «ККПТ»
__________________________
«___»______________20_ г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РО «ККПТ»
___________ Г. Ю. Вакулина
«___» _____________20 _ г.
|
Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Красносулинский колледж промышленных технологий»
- Общие положения.
-
- положение является нормативным правовым документом, регламентирующим порядок организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий» (далее - колледж), обеспечивает реализацию прав студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования и социальной адаптации в образовательной среде колледжа.
- положение разработано на основе следующих документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ;
- Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от
03.05.2012г. № 46-ФЗ с изменениями и дополнениями;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» с изменениями и дополнениями;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Министерства труда России от 19 ноября 2013 года № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.03.2014 г. № 06-281 "Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ПОО, в том числе оснащённости образовательного процесса";
- Устав Колледжа;
- Локальные нормативные акты.
Основные понятия, используемые в положении.
Абилитация - (лат. abilitatio; от лат. Habilis - удобный, приспособительный) — это лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. В более широком смысле слова, абилитация — подготовка к какому-либо роду деятельности. Также абилитация это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста (еще не адаптировавшихся к социальной среде), приводящих к утрате возможности трудиться, учиться и быть хорошо адаптированным к жизни в обществе.
Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Реабилитация - комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности. Примеры потребностей: быть здоровым, двигательная активность, свобода передвижения, самостоятельность действий, общение с людьми, получение необходимой информации, самореализация через трудовую и иные виды деятельности.
Ребенок-инвалид – категория, устанавливаемая инвалидам в возрасте до 18 лет.
Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
- предоставление услуг педагога - психолога оказывающего обучающимся необходимую помощь в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищённости обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.
В целях доступности получения среднего профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению (при наличии студентов с ОВЗ данного типа и нуждающихся в создании специальных условий) обеспечивается адаптация официального сайта образовательной организации в сети Интернет.
Участники образовательного процесса с инклюзивным обучением - обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ, а также обучающиеся, не имеющие таких ограничений, педагогические работники учреждения, в том числе педагоги-психологи, социальные педагоги, а также, при необходимости, сурдопереводчик; медицинский работник, родители (законные представители).
-
- и сокращения, используемые в положении: АСУ - автоматизированная система управления;
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации;
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;
СПО - Среднее профессиональное образование;
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.
-
- колледже реализуется организационная модель инклюзивного образования, обеспечивающего полную образовательную интеграцию - обучение в совместной образовательной среде инвалидов, лиц с ОЗ, и лиц, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения инвалидам и лицам с ОЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом качество образовательных услуг для лиц, не имеющих ограничений по здоровью. Обучение и воспитание инвалидов и лиц с ОЗ осуществляется в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками.
Под специальными условиями обучения понимается реализация индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ и методов развития и обучения, обеспечение учебниками, учебными пособиями, дидактическими и наглядными материалами, применение индивидуальных технических средств развития и обучения и доступность среды обучения, а также психолого-педагогическое, медицинское, социальное и иное сопровождение, необходимое обучающимся инвалидам, лицам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития, социальной адаптации, интеграции в общество, овладения профессией.
- Цель, задачи и принципы инклюзивного образования.
- инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному профессиональному образованию инвалидов, лиц с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Задачи инклюзивного образования:
- создание условий, необходимых для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, их социализации и адаптации;
- создание адекватной возможностям обучающихся с ОВЗ образовательной среды;
- повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- повышение качества профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ;
- формирование индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ;
- освоение обучающимися образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
- формирование толерантной социокультурной среды.
Принципы:
- добровольность участия в образовательном процессе и внеучебной деятельности инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);
- опора на интегративный студенческий коллектив обучающихся с ОВЗ и лиц, не имеющих инвалидность;
- опора на собственную целенаправленную активность студентов с ОВЗ в профессионально-образовательной сфере;
- учет индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала студентов с ОВЗ;
- направленность на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов;
- непрерывность реабилитационно-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного процесса;
- создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;
- создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ к получению ими профессионального образования;
- готовность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, лицами с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;
- информационная открытость.
- Направления деятельности колледжа по организации среднего профессионального образования студентов-инвалидов и лиц ОВЗ.
Нормативное обеспечение:
- разработка локальной нормативно-правовой базы функционирования системы инклюзивного образования в колледже.
Создание безбарьерной архитектурной среды в колледже для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ:
- обеспечение доступности прилежащих территорий;
- обеспечение доступности входных путей и путей перемещения внутри здания колледжа;
- обеспечение наличия специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений;
- обеспечение наличия специальных мест в аудиториях;
- обеспечение доступности мест отдыха и занятий спортом.
Материально-техническое обеспечение:
- обеспечение наличия аппаратуры мультимедиа и других технических средств для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;
- обеспечение наличия компьютерной техники со специальным программным обеспечением;
- обеспечения наличия технических средств для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- обеспечение адаптации официального сайта колледжа в сети «Интернет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Использование дистанционных образовательных технологий:
- организация дистанционной подачи заявления о приеме на обучение;
- организация электронного обучения.
- организация доступа к информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Internet.
Сопровождение образовательного процесса:
-
- формирование комфортной психологической среды;
- снятие психологических барьеров в общении с окружающими;
- адаптация студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ к социуму;
- осуществление работы с обучающимися, имеющими ОВЗ, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).
Социальное:
- повышение просвещенности участников образовательных отношений в вопросах инвалидности и ограниченных возможностей здоровья;
- воспитание уважительного отношения к правам инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Медицинско - оздоровительное:
- адаптация дисциплины «Физическая культура» и спортивного оборудования под нужды и возможности обучающихся с ОВЗ.
Волонтерская помощь:
- обучение добровольцев (волонтеров) моделям работы со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ;
- привлечение волонтеров к работе со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ.
Программно-методическое:
- разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка адаптированных
|
образовательных программ,
|
учитывающих
|
особенности ограничений по
потребности).
|
состоянию здоровья (при
|
возникновении
|
Организация трудоустройства выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ:
- презентации и встречи работодателей со студентами старших курсов;
- организация производственных практик на специализированных рабочих местах (при необходимости);
- организация индивидуальных консультаций по вопросам трудоустройства выпускников с ОВЗ;
- содействие выпускникам в трудоустройстве на специализированные рабочие места;
- создание банка данных вакансий для выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ (связь с Центром занятости населения).
Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ:
- формирование службы психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже (при необходимости);
- дополнительное профессиональное образование педагогических работников в области образования лиц с ОВЗ;
- создание программ специального обучения педагогов (при возникновении потребности).
- Организация образовательного процесса и государственной итоговой аттестации студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже.
-
- Особенности инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.
- обучение ребенка-инвалида, лица с ОВЗ возможно с согласия родителей (законных представителей) при наличии документов, подтверждающих необходимость создания для ребенка особых образовательных условий.
- Инклюзивное обучение 18-летнего студента из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на основе его добровольного согласия.
- для организации инклюзивного обучения в колледже является:
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной образовательной программе, которая содержит информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда (для инвалида);
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии/ специальности, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения (для лиц с ОВЗ).
-
- обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. При совместном обучении инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц, без ограничений по здоровью, в одной группе, количество обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ в группе не ограничивается.
- и обучающиеся с ОВЗ, не нуждающиеся в особых (специальных) образовательных условиях, обучаются в составе учебной группы по соответствующей образовательной программе на общих основаниях.
- организации инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже в соответствии с основной образовательной программой разрабатываются адаптированные образовательные программы, индивидуальные учебные планы, а при необходимости - индивидуальные образовательные программы для каждого обучающегося студента-инвалида, лица с ОВЗ.
Организация прохождения практики обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ с учетом требований их доступности.
Практика является обязательным разделом образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.
-
-
- инклюзивном образовании реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по образовательной программе.
- инвалидов, лиц с ОВЗ форма проведения практики устанавливается колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
- определении мест прохождения учебной и производственных практик необходимо учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
- необходимости для прохождения практики инвалидам создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства труда России от 19 ноября 2013 года №685н.
Организация и проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
-
-
- осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональная образовательная организация создает фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
- проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
- Права и обязанности инвалидов, лиц с ОВЗ и педагогов, являющихся участниками образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения
Колледж признает, что все лица равны перед законом и по нему имеют право на равную защиту и равное пользование им без всякой дискриминации.
В колледже запрещена любая дискриминация по признаку инвалидности и гарантируется равная и эффективная защита от дискриминации на любой почве.
Колледж принимает все необходимые меры для обеспечения полного осуществления студентами с ОВЗ и инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими.
Колледж обеспечивает студентам с ОВЗ и инвалидам право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам наравне с другими обучающимися и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.
Студенты-инвалиды и лица с ОВЗ имеют право:
-
-
-
- на свободу выражения мнения и убеждений,
- получать и распространять информацию наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения;
- на услуги в доступных и пригодных для инвалидов форматах;
- участвовать наравне с другими в культурной жизни колледжа;
- на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих;
- на равные возможности для отдыха и занятий спортом.
Студенты-инвалиды и лица с ОВЗ после зачисления в ГБПОУ РО «ККПТ» на основании приказа директора обязаны выполнять нормы и требования действующих в колледже локальных актов, в том числе Правил внутреннего распорядка.
Педагогические работники, участвующие в реализации инклюзивного образования, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов (без уточнения диагноза) и учитывать их при организации образовательного процесса.
Педагоги, участвующие в обучении и воспитании инвалидов и лиц с ОВЗ имеют право и должны пройти дополнительное профессиональное образование в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При исполнении профессиональных обязанностей педагоги, реализующие образовательный процесс в группах с инклюзивным обучением, имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядные пособия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования.
-
-
-
- на услуги в доступных и пригодных для инвалидов форматах;
- участвовать наравне с другими в культурной жизни колледжа;
- на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих;
- на равные возможности для отдыха и занятий спортом.
Студенты-инвалиды и лица с ОВЗ после зачисления в ГБПОУ РО «ККПТ» на основании приказа директора обязаны выполнять нормы и требования действующих в колледже локальных актов, в том числе Правил внутреннего распорядка.
Педагогические работники, участвующие в реализации инклюзивного образования, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов (без уточнения диагноза) и учитывать их при организации образовательного процесса.
Педагоги, участвующие в обучении и воспитании инвалидов и лиц с ОВЗ имеют право и должны пройти дополнительное профессиональное образование в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При исполнении профессиональных обязанностей педагоги, реализующие образовательный процесс в группах с инклюзивным обучением, имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядные пособия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образовании.