![](file:///C:UsersNatalyAppDataLocalTempmsohtmlclip101clip_image002.jpg)
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Красносулинский колледж промышленных технологий»
|
Рассмотрено
на заседании Совета колледжа
протокол №__
от «___»_________20 _ г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РО «ККПТ»
___________ Г. Ю. Вакулина
«___» _____________20 ___ г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о мониторинге уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся по специальностям, рабочим профессиям ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий»
- Общие положения
- Данное Положение разработано на основе и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности (ФГОС СПО);
- нормативными документами Министерства общего и профессионального образования РО;
- приказами и распоряжениями директора ГБПОУ РО «ККПТ».
- Положение о мониторинге уровня сформированности компетенций специалиста по результатам освоения ППССЗ и ППКРС СПО предназначено для введения единых подходов к организации процесса мониторинга, реализуемого в образовательном учреждении.
- Положение определяет цели, задачи, показатели, инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения мониторинга.
- Положение регулирует процесс мониторинга уровня сформированности компетенций специалиста по программам ФГОС СПО с точки зрения его содержания и формы реализации процесса в целях создания условий, позволяющих эффективно организовывать, поддерживать и корректировать реализацию ППССЗ, ППКРС, обеспечивать преемственность в проведении мониторинга качества освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей, повышать качество подготовки высококвалифицированных специалистов.
- Содержание мониторинга должно соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, отражая степень освоения профессиональных действий но специальности.
- Мониторинг сформированности компетенций обучающихся предусматривает организацию процедур диагностики, прогнозирования, контроля и коррекции образовательного процесса.
- Субъектами мониторинга являются обучающиеся в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы СПО.
- Объектом мониторинга является процесс освоения основной профессиональной образовательной программы СПО.
- Предметом мониторинга являются общие и профессиональные компетенции обучающихся, формируемые в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей.
- Уровень сформированности компетенций является показателем качества подготовки специалистов.
- Требования Положения являются едиными и обязательными в образовательной деятельности ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий» (далее – Колледж).
- Цель и задачи мониторинга
-
- Целью мониторинга является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии и изменениях уровня сформированности компетенций обучающихся в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы СПО.
- Задачами мониторинга являются:
- определение и обоснование параметров уровня сформированности компетенций специалиста;
- создание банка оценочных материалов;
- создание условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать процесс мониторинга, обеспечивать преемственность в процедурах мониторинга;
- разработка методов и систематизация инструментария мониторинга;
- своевременное выявление динамики и основных тенденций в формировании компетенций будущего специалиста по программам СПО;
- информатизация процесса мониторинга: создание программного обеспечения (программного продукта) интерпретации результатов мониторинговых исследований, формирование базы данных личных достижений обучающихся.
- Функции мониторинга
-
- Анализ внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс:
- мониторинг содержания развития материально-технической базы и внедрения профессиональных пакетов прикладных программ в образовательный процесс;
- мониторинг реализации профессиональной образовательной программы;
- мониторинг развития кадрового потенциала.
- Разработка процедуры проведения мониторинга сформированности компетенций обучающихся.
- Диагностирование уровня сформированности компетенций обучающихся.
- Определение динамики сформированности компетенций обучающихся.
- Разработка корректирующих мероприятий.
- Принципы мониторинга
-
- Принцип социально-нормативной обусловленности предполагает, что информация мониторинга отражает уровень и качество реализации требований ФГОС СПО и работодателей.
- Принцип научности отражает систему научных форм, методов и средств получения информации.
- Принципы непрерывности, целостности и преемственности обеспечиващих технологичность процесса мониторинга.
- Принцип коммуникативности предполагает, что информация мониторинга является условием для общения между субъектами образовательного процесса.
- Принцип информативной интегративности предполагает равнодоступность всех участников мониторинга к информации.
- Формы мониторинга
Целесообразным является применение трех основных форм мониторинга:
-
- Стартовый мониторинг осуществляет диагностику возможностей обучающихся, важных для успешного профессионального становления будущего специалиста, его интересов, склонностей, особенностей мотивации. Стартовый мониторинг необходимо проводить сразу же после зачисления обучающихся в Колледж, еще до начала занятий, чтобы преподаватели, непосредственно работающие с обучающимися, имели четкое представление об исходном уровне подготовленности обучающихся к овладению профессией.
Текущий мониторинг (экспресс-диагностика) применяется для определения уровня профессионального развития в течение всего времени обучения. На основе полученных данных строятся учебные занятия, проектируются учебные задачи и ситуации, проводятся корректирующие действия в случае необходимости.
-
- Финишный мониторинг позволяет определить уровень сформированности социально-профессиональных знаний, навыков и умений, профессиональных компетенций.
- Методы мониторинга
-
- Методы сбора данных: педагогическое наблюдение; педагогические беседы и интервьюирование; анкетирование; педагогический эксперимент; педагогический анализ ситуаций, фактов; педагогический консилиум (групповой экспертный анализ); экспертные оценки; анализ педагогической документации; самонаблюдение, самоотчет, самоанализ; выявление, анализ, обобщение педагогического оны га; сравнительно-педагогический метод.
- Методы мониторинга сформированности общих компетенций: наблюдение, собеседование, анкетирование, метод тестовых ситуаций, тестирование, опрос.
- Методы мониторинга сформированности профессиональных компетенций: текущий контроль, промежуточная аттестация с учетом практикоориентированной направленности, анализ результатов учебно- профессиональной деятельности.
- Методы обработки данных: количественные и качественные.
- Методы интерпретации н оценки данных: теоретический, сравнительный, структурный, системный, апробационный.
- Методическое сопровождение мониторинга
-
- Методическое сопровождение мониторинга сформированности компетенций представлено комплексом административно-плановых, учебных и методических документов, необходимых для эффективного осуществления оценочных процедур процесса подготовки специалистов на компетентностной основе в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
- Методический комплекс оценочных средств качества подготовки специалиста по основным профессиональным образовательным программам ФГОС СПО разрабатывается преподавателями, мастерами производственного обучения; обсуждается на заседаниях предметно - цикловых комиссий Колледжа по профилям подготовки; согласовывается с работодателями; утверждается методическим советом Колледжа.
- Основными компонентами методического комплекса по сопровождению мониторинга являются: циклограмма мониторинга дисциплины или профессионального модуля; технологические карты мониторинга дисциплины или профессионального модуля; карты учета успеваемости обучающихся по выполнению практических, лабораторных работ, практическому обучению (индивидуальные карты учета успеваемости), комплект контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам и профессиональным модулям; паспорт контрольнооценочных средств; пакет контрольно-измерительных материалов; паспорт ко н тро ьно- измерительных материалов.
- Организация мониторинга уровня сформированностн компетенций специалиста по программам ФГОС СПО
8.1. Практическая реализация системы мониторинга уровня сформированности компетенций специалиста по программам ФГОС СПО и периодичность ее процедур осуществляется в соответствии с циклограммой контроль¬ных точек мониторинга.
8.2. Циклограмма контрольных точек мониторинга по программам ФГОС СПО включает входной контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
8.3. Интерпретация результатов мониторинга производится в терминах степени достижения целей модульной программы путем сравнения зафиксированного состояния с запланированным.
9. Система оценки уровня сформированности компетенции специалиста но программам ФГОС СПО
9.1. Оценка сформированности компетенций является уровневой. Под уровнем сформированности компетенций понимается степень их выраженности, проявляющаяся в умении реализовывать профессиональные действия и социальной активности.
9.2. Уровень освоения компетенций является измеряемым показателем и количественной характеристикой подготовленности обучающегося.
9.3. Оценка уровня сформированности компетенций осуществляется по идентификаторам.
Идентификатор является многомерным измерением и формулируется в терминах результатов деятельности или задач профессионального модуля.
9.4. Разработку идентификаторов уровня сформированности компетенций специалистов осуществляют преподаватели предметно-цикловых комиссий Колледжа совместно с работодателями на основании требований ФГОС СПО и работодателей.
9.5. Показатель уровня сформированности компетенции - это количественное выражение совокупности идентификаторов. Данный показатель определяется как процент освоения конкретного вида деятельности, полученный по методикам шкалирования с учетом сложности и важности операций задания.
9.6. Параметрами оценки являются: теоретический компонент (совокупность знаний), практический компонент (комплекс умений и навыков), рефлексивный компонент (анализ собственной деятельности) в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей.
9.7. Для проведения контрольных мероприятий мониторинга используются производственные н иные задания на создание модельной, проблемной ситуации и проверку способности испытуемого действовать в ней.
9.8. При компеген'1 постом подходе традиционные формы и методы мониторинга дополняются демонстрацией выполнения заданий.
-
- Все оценки степени овладения компетенцией даются в процентах к абсолютно правильному, рациональному и обоснованному.
- Результаты оценивания фиксируются в оценочной ведомости.
- Контроль содержания и качества процесса мониторинга и анализ уровня сформированности компетенций специалиста возлагается на методическую службу колледжа.
- Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
- Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ, ППКРС (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (и итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателя.
- Оценка качества подготовки обучающихся, обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся.
- Учебные дисциплины и профессиональные модули, в т.ч. введенные за счет часов вариативной части ППССЗ, ППКРС, являются обязательными для аттестации элементами ППССЗ, ППКРС, их освоение завершается одной из форм промежуточной аттестации:
- по дисциплинам общеобразовательного цикла - дифференцированный зачет или экзамен;
- по дисциплинам общепрофессионального цикла - зачет, дифференцированный зачет, экзамен;
- по составным элементам программы профессионального модуля: по МДК - дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике — дифференцированный зачет проводится по усмотрению образовательной организации при соблюдении ограничений на количество экзаменов, дифференцированных зачетов и зачетов;
- по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации - экзамен квалификационный/квалификационный экзамен
- Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего модуля или дисциплины.
Организация экзамена квалификационного/ квалификационного экзамена по профессиональному модулю осуществляется па основе комплекта контрольно-оценочных средств для экзамена (квалификационного), разработанного преподавателями профессионального модуля, одобренного на заседании ПЦК, согласованного с работодателем, утвержденного заместителем директора по учебной работе ГБОУ РО «ККПТ».
-
- Уровень освоения учебных дисциплин обучающимися определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено».
Оценки "отлично" заслуживает обучающейся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и ознакомившийся с дополнительной литературой, рекомендованной программой.
Оценки "хорошо" заслуживает обучающейся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка "хорошо" выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Оценки "удовлетворительно" заслуживает обучающейся, обнаруживший знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка "удовлетворительно" выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой знаний. Оценка "неудовлетворительно" ставится учащемся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании ССУЗа без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
-
- Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности. Итогом экзамена квалификационного является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
- Аттестация но итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
- Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающемся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
9.22. Государственная (итоговая) аттестация может включать подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект), подготовку и защиту выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы, демонстрационный экзамен.
Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
- Оформление результатов мониторинга
10.1. Организационная структура мониторинга включает в себя три уровня: преподаватель/мастер производственного обучения, предметно-цикловые комиссии и образовательное учреждение.
10.2. Информация по результатам мониторинга собирается, структурируется, анализируется и хранится на каждом уровне.
10.3. Информация по образовательному учреждению хранится в соответствующих унифицированных базах данных, которые позволяют осуществить автоматизированный расчет показателей мониторинга.
10.4. По результатам анализа мониторинга издаются информационно - аналитические материалы (сборники) о состоянии и динамике сформированости компетенций специалистов.